|
.
Рынок торговой недвижимости 2024
Ввод торговых центров за последние два года оказался рекордно низким. В 2024-2025 гг. рост строительной активности будет незначительным. Одновременно с этим произошел всплеск
активности российских ритейлеров, особенно в fashion-сегменте.
Операторы наращивают темпы экспансии, открывают большое количество новых магазинов, расширяют географию присутствия и выходят в новые ниши.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Объем ввода торговых площадей в России
По итогам I полугодия 2024 г. объем нового регионального предложения, без учета Московского региона и СанктПетербургской агломерации, составил 76,7 тыс. кв. м — рынок пополнился четырьмя новыми объектами, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее за аналогичный период.
Все открытые торговые центры относятся к форматам «районный» и «окружной». Средняя площадь вводимых региональных объектов, заявленных девелоперами в 2024 г., сократится на 7,7% по отношению к итогам 2023 г. и составит 12,8 тыс. кв.
м. В 2025 г. ожидается увеличение данного показателя почти в два раза, что обусловлено ожидаемым завершением строительства торгового центра суперрегионального формата —ТРЦ «Золотой» в Екатеринбурге.
По заявлениям девелоперов, объем ввода по итогам 2024 г. должен составить порядка 867,8 тыс. кв. м, однако с учетом возможных переносов, по нашим оценкам, новое строительство
не превысит 430 тыс. кв. м. При реализации всех планов распределение нового предложение может быть следующим:
46,4% — Московский регион, 44,2% — региональные города и 9,4% — Санкт-Петербургская агломерация. Хотя традиционно наибольшая доля нового предложения приходится на региональные города — обычно 60–65% ввода за год
СПРОС
+18% Средний рост выручки 54 ключевых ритейлеров в 2023 году
Денежный оборот ритейлеров иллюстрирует состояние рынка и его динамику. По итогам анализа выручки 54 ключевых ритейлеров, по всем категориям операторов из выборки была отмечена положительная динамика денежного оборота в 2023 г. по отношению к 2022 г.
Примерно в полтора раза выросли категории «Ювелирные изделия» и «Общественное питание». На 20–23% выросли категории «Одежда и обувь» и «Красота и здоровье». После просадки в 2022 г. снова продемонстрировали позитивную динамику категории «Бытовая техника и электроника» и «Товары для спорта»: увеличение выручки без учета инфляции составило 9,9% и 2,5% соответственно.
Одежда и обувь: новые имена в fashion-индустрии
С начала 2024 г. рынок пополнился девятью новыми иностранными брендами категории «Одежда и обувь». Также дебютировали такие российские fashion-бренды, как подростковый бренд одежды Ready! Steady! Go! в казанском ТРК «Парк Хаус», волгоградском ТРК «Парк Хаус» и сочинском ТЦ «Демократический».
Косметика и парфюмерия: масштабные открытия
За 2024 г. «Лэтуаль» заявила о желании открыть более 30 магазинов в регионах России, а Natura Siberica анонсировала запуск 200 точек продаж — до 2026 г. компания планирует нарастить число магазинов до 1 000. На рынок вышел новый армянский бренд 22/11 cosmetics.
Дисконт-магазины: розничный рывок
Жесткие дискаунтеры активно развиваются, увеличивается доля СТМ в ассортименте продуктовых ритейлеров. Так, у белорусской сети дискаунтеров «Чеснок» открылись первые магазины в Рязани и Орле, планируются точки в Москве, Пскове и Смоленской области. Другая сеть дискаунтеров В1 (ГК «Магнит»), которая недавно открыла первые магазины в Московской области, расширила географию своего присутствия и вышла в Ленинградскую область
Ввод торговых площадей в регионах России

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Реконцепция — источник нового качественного предложения
С учетом стабилизации уровня вакантности и почти полной замены ушедших ритейлеров, назрел дефицит предложения качественных площадей и, как следствие, необходимость развиваться в уже существующих торговых центрах. Профессиональное управление и реконцепция устаревающих объектов силами собственников и управляющих компаний могут стать источником вывода на рынок новых востребованных площадей для развития ритейлеров
Альтернатива классическому концепту
Термальные комплексы
Растет интерес к термальным комплексам. На сегодняшний день в России функционирует 49 термальных комплексов, из которых на региональные города приходится 37 объектов, или 301,3 тыс. кв. м. В последние годы все больше термов открывается в составе торговых комплексов.
Например, за 2023 г. в России было открыто четыре термальных комплекса в ТЦ: Termoland в Зеленограде, «Самарские термы», «Новые Термы» в Твери и Термальный курорт «Лето» в Челябинске. В ближайшие четыре года в регионах России будет реализовано еще 29 проектов, как в качестве отдельно стоящих зданий, так и в составе торговых центров и отелей. О планах активного развития заявляют такие сети, как Termoland, «Городские термы» и Baden Family.
Фуд-холлы
После бурного роста в Москве и Санкт-Петербурге формат фуд-холлов начал набирать популярность в региональных городах. Так, по итогам 2023 г. рынок пополнился 20 новыми проектами, 15 из которых были открыты в региональных городах, причем лишь 5 — в городахмиллионниках.
В 2024 г. ожидается открытие порядка 33 новых проектов по всей России. По итогам I полугодия 2024 г. 9 из них уже начали свою работу: среди них Фуд-холл 6/1 (ТРЦ «Калейдоскоп» в Новосибирске), Терминал Е (ТЦ «Пассаж» в Екатеринбурге) и Фуд-холл 67 (на Большой Садовой ул., 67 в Ростове-на-Дону). Концепция фуд-маркетов, которая кроме фуд-холла включает фермерский рынок, демонстрирует сдержанную тенденцию развития в региональных городах — в 2024 г. ожидается открытие всего трех проектов.
.
|