.
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ ОФИСНОГО РЫНКА МОСКВЫ
Спрос на офисы с современной отделкой
На протяжении года спросом у арендаторов пользовались офисные помещения с качественной отделкой и современными эффективными планировками пространства. В 2024 г. подобные опции по-прежнему будут иметь преимущество.
Дефицит качественного предложения
Высокий объем сделок в офисном сегменте формирует заполняемость наиболее востребованных качественных объектов. При этом рынок испытывает нехватку предложения крупного объема (от 5000 кв. м)в аренду.
Интерес к покупке офисов
Ожидается сохранение интереса к покупке со стороны крупных компаний (от 5000 кв. м) и небольших частных инвесторов (50 –150 кв. м).
По мере уменьшения привлекательных вариантов в построенных объектах спрос активно перетекает в объекты на стадии строительства. Новое строительство вводится практически полностью заполненным. Мы ожидаем сохранение этого тренда в 2024 г.
Сдержанный объем строительства в аренду
В структуре строительства по форме реализации преобладает продажа, при этом порядка 55,9% объема ввода 2024 г. уже продано или занято пользователями (включая активную стадию переговоров).
В 2024 г. ожидается ввод 636 тыс. кв. м офисных площадей, всего 16,7% из них предлагается в аренду.
Рыночный спрос
Активный спрос будет постепенно стабилизироваться и в 2024 году объем сделок составит порядка 1,5 млн. кв. м, в этом случае чистое поглощение будет в диапазоне 550-600 тыс. кв. м.
Рост российского бизнеса и новые потребности в площадях продолжат выступать драйвером заполненности офисных пространств.
Рост ставок аренды
В 2024 году мы ожидаем дальнейшего роста ставки аренды, но замедление её динамики. При этом в границах МКАД арендная ставка будет традиционно показывать более заметный рост.
Продажа офисных помещений. Москва 2020...2023 г.г.
Источник: Nikoliers
.
Выгодно ли строительство офисного центра в России?
Развитие среднего и малого бизнеса в России в последнее время характеризуется подъемом и быстрыми темпами развития. В связи с этим достаточно быстро растет спрос на офисную площадь в современных бизнес-центрах. Это связано с тем, что большинство предпринимателей среднего уровня отдают предпочтение аренде...
.
.
СТРОИМ СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР
В России активно возводятся и сдаются в эксплуатацию бизнес центры различных классов. Деловые центры настоящего времени представляют собой востребованные офисные здания, которые снабжены всеми необходимыми коммуникациями, располагающиеся в местах с высокой проходимостью, хорошей транспортной доступностью и имеющие подземные и надземные парковки. Но не все эти составляющие могут быть в бизнес-центрах, это зависит от класса объекта. Класс бизнес-центру назначает специальная комиссия, которая оценивает объект в соответствии с определенными требованиями. Бизнес-центры должны соответствовать архитектурно-планировочным и конструктивным решениям.
Долгое время архитектура в офисном строительстве в России отходила на второй план. Многих девелоперов и инвесторов, прежде всего, интересовал объем площадей объекта, его расположение и то, как быстрее всего окупить свои вложения в строительство. Однако сейчас рынок пришел к пониманию того, что на успешность арендной компании бизнес-центра и его инвестиционную привлекательность напрямую влияют особенности архитектурного проекта объекта.
Москва сити
.
Архитектурные традиции замерли
В первой трети XX века архитекторы из СССР по праву считались одними из законодателей мировой урбанистической моды. Советский авангард громко ворвался, а затем занял прочное место в пантеоне международного архитектурного наследия. Однако новаторский градостроительный импульс тех лет на излете существования Советского союза замер.
Долгие годы консервативного подхода к разработке проектов, отсутствия необходимости продавать или сдавать в аренду здания на открытом конкурентном рынке превратили деловое строительство в стране в образец неэффективности и невзрачности. Сила инерции такого мышления была столь велика, что с ее плодами приходится сталкиваться до сих пор.
И все же за последние годы офисная архитектура в России сделала несколько гигантских шагов вперед.
Сейчас времена изменились, и эффективные решения западного опыта проектирования и строительства бизнес-центров стал доступнее. Современный деловой комплекс— это многофункциональный объект, который совмещает в себе все основные городские функции и представляет резидентам все условия, содействующие привлечению профессиональных кадров.
Эксперты отмечают, что сегодня большинство крупных компаний приходят к пониманию того, что эргономичный дизайн рабочих пространств, который закладывается еще на стадии разработки проекта — важнейший фактор повышения эффективности бизнеса.
Сотрудники предпочитают работать именно в таких офисах. В современных деловых комплексах отсутствует гнетущая атмосфера коридорной бюрократии, которую, к сожалению, до сих пор часто любят чиновники. Когда пространство четко зонировано и отвечает требованиям существующих в компании бизнес-процессов, дизайн становится еще одним инструментом капитализации бизнеса.
В этом тренде и другая сильная тенденция, которая наметилась в последнее время — это редевелопмент старых некачественных офисных объектов, введенных в эксплуатацию за последние десять лет. Первое, на что обращают внимание при редевелопменте этих объектов — это эффектное зонирование и инженерное обеспечение.
.
.
Экономная экономика
При строительстве бизнес-центра нельзя экономить на инженерии, поскольку от этого напрямую зависит качество здания и его пригодность к эксплуатации. Экономить на внутренней организации офисного пространства также не рекомендуется: удобная планировка, и качественный ремонт помещений повышает привлекательность объекта в глазах арендатора. Можно, например, сэкономить на фасаде, убрать лишние детали и придерживаться лаконичного стиля в оформлении
Чтобы удержать арендатора, важно, чтобы он комфортно себя чувствовал в своем офисном пространстве, а комфорт обеспечивает исключительно качественная «начинка». Все архитектурные изыски отходят на второй план, если в офисе не работает система отопления зимой или постоянно ломается лифт.
Фасад лицом
В целом, внимание владельцев офисных зданий акцентировано на внутренней части объектов, а не на внешних и фасадных особенностях. Собственники внимательно относятся к внутренним решениям и наполнению сооружений: эффективным планировкам, сервисным зонам, наполняемости этажей, освещению, интеграции программных решений, состоянию инженерных систем, комфортному пребыванию арендаторов. Однако фасад тоже играет свою роль в формировании успешности бизнес-центра как финансового продукта.
Особое внимание фасадам уделяется, если здание обладает культурной или исторической значимостью, либо находится в важной для города локации. В этом случае фасад становится ключевым элементом восприятия всего проекта, а это значит, что его постараются сохранить или воспроизвести максимально точно.
.
.
Для этих объектов фасад является визитной карточкой и частью исторического бренда. В иных случаях роль фасада на себя может взять входная группа, которая способна вызвать позитивный эффект, выделить здание на фоне конкурентов. Если у здания не существует привязки к сохранению культурного наследия, то девелоперы чаще уделяют внимание лобби и входным зонам здания. Есть много мировых примеров, когда современные здания комфортно начинали уживаться с историческими, но при этом всегда учитываются градостроительные традиции городов, стран.
| Скачать пример бизнес-плана ТЭО строительства офисного бизнес-центра |
С финансовой точки зрения архитектура не всегда влияет на привлечение арендаторов в силу субъективности ее восприятия. Но в условиях конкуренции «красивый» бизнес-центр при прочих равных имеет большие шансы быстрее быть заселенным.
Спрос на аренду таких бизнес-центров достаточно высок, что свидетельствует об инвестиционной привлекательности офисной недвижимости.
.
Бизнес-планы, технико-экономические обоснования строительства:
| Торговый центр | Офисный бизнес-центр | Жилой многоквартирный дом |..
|.
|