Инновационное развитие актуально для компаний и организаций любого масштаба и любой специфики.
Глобальные тренды, такие как появление прорывных технологий, цифровизация и ускорение жизненного цикла продуктов, приводят к радикальным изменениям в большинстве отраслей. Изменяются цепочки создания стоимости, смещаются зоны рентабельности, появляются новые игроки — и это коренным образом меняет соотношение сил в отраслях, существенно ускоряя внедрение новых идей и разработок.
Стратегией инновационного развития Российской Федерации предусмотрены меры по расширению масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности в рамках деятельности венчурных фондов, создаваемых для поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.
Однако доля объема инвестиций в посевные, начальные и ранние стадии проектов в Российской Федерации снижается.
.
РОСТ ОБЪЕМОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ФОНДОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ ?
Объем инвестиционных фондов с государственным капиталом по сравнению с 2018 годом вырос на 23,5 % и составил в 2019 году 7 810,0 млн долларов США.
Объем инвестиций указанных фондов увеличился на 57,8 % по сравнению с 2018 годом но составил в 2019 году всего 1 051,0 млн долларов США.
Продолжается сокращение количества новых инвестиционных фондов, вышедших на рынок, и, соответственно, снижение объема венчурных и прямых инвестиций.
В первом полугодии 2020 года созданы всего 4 новых венчурных фонда и 1 фонд прямых инвестиций, что в 2 раза меньше показателя первого полугодия 2019 года.
На 1 июля 2020 года объем венчурных и прямых инвестиций составил 431,0 млн долларов США, что на 42,5 % меньше, чем по состоянию на аналогичный период 2019 года.
В России венчурные инвестиции в абсолютном значении сократились гораздо сильнее, чем на мировом венчурном рынке.
На мировом венчурном рынке в первом полугодии 2020 года общий объем венчурных инвестиций снизился на 6,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, в России – на 16,3 %.
.
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ДЕЛАЕТ НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД
«Механизмы регионального инновационного развития не стимулируют в достаточной мере привлечение капитала в высокорисковые проекты в регионах»
В России венчурные инвестиции в абсолютном значении сократились гораздо сильнее, чем на мировом венчурном рынке.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизмов венчурного и прямого инвестирования, осуществляемого с использованием средств федерального бюджета» 2020
Посмотреть отчет Счетной палаты за 2020 год
Для масштабных инноваций нужен принципиально новый уровень взаимодействия крупного бизнеса, государства, науки и технологических предпринимателей.
Часто инновации ассоциируются со стартапами. На самом деле источниками большей части глобальных инноваций являются состоявшиеся компании и фундаментальные исследования.
Инновации требуют широкого набора компетенций и серьезных ресурсов, которых зачастую нет у отдельно взятой компании, поэтому партнерство и эффективное взаимодействие с широким кругом участников инновационной деятельности (наука, стартапы, поставщики, компании смежных отраслей) так важно для внедрения новаторских решений и их успешной коммерциализации.
В современной реальности инновации нужны бизнесу не только для ускорения темпов развития, укрепления лидерства и отрыва от конкурентов, но и для своевременной защиты от ущерба для отрасли в случае внедрения радикальных инноваций, делающих экономически нецелесообразными целые направления бизнеса. (Например, влияние развития индустрии композитов на металлургию…)
.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ К РИСКУ И БОЛЬШАЯ СВОБОДА ДЛЯ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ И ПРОБОВАТЬ НОВОЕ
В отличие от операционного ведения бизнеса, инновационная деятельность имеет принципиально иной профиль риска и менее предсказуемую результативность. В связи с этим необходимо использовать специальные методы (например, портфельное управление) и адаптировать корпоративную культуру и систему мотивации как внутри компаний, так и в государственных органах, формируя толерантность к риску и наделяя новаторов большей свободой для возможности экспериментировать и пробовать новое.
Постановка амбициозных целей и выбор приоритетов по всем ключевым направлениям инноваций (процессы, продукты и бизнес-модели) с учетом долгосрочного горизонта — при выборе стратегии, выделении инвестиций, планировании — являются важными факторами успеха компаний в современном мире.
Системная работа с инновациями требует адаптации операционной модели (организационной структуры, инструментов и ресурсов) для обеспечения необходимой скорости и гибкости в принятии решений и их реализации.
Сегодня арсенал инструментов для успешного внедрения инноваций существенно расширился. Помимо классических форматов НИОКР и приобретения компаний с необходимыми компетенциями, используются акселераторы, модель открытых инноваций, инкубаторы.
Компаниям нужно правильно выбирать форматы организации инновационной деятельности в зависимости от контекста и эффективно с ними работать.
Бизнесу необходимо выявлять и развивать новые компетенции, необходимые для развития инноваций (портфельное управление, цифровизация, управление инновационными проектами, Аgile).
Активная позиция государства в инновационном процессе может сильно ускорить темпы развития отраслей. В современном мире роль государства не ограничивается спонсированием фундаментальной науки и новых разработок. Государство может определять приоритетные направления, выявлять критические уязвимости в отраслях, а также перспективные ниши и компании, обеспечивая их значимой поддержкой.
Не менее важно понимать, что препятствует инновациям, и активно работать над устранением этих барьеров. Под эгидой государства могут быть организованы площадки для сотрудничества и диалога крупного бизнеса из различных отраслей, науки и стартапов для поиска новых идей и решения сложных комплексных проблем.
Нужно продолжать курс на продвижение инноваций и предпринимательской деятельности, в том числе более активно распространять истории успеха российских компаний, ученых и предпринимателей.
Наконец, государство как основной акционер крупных российских компаний может стимулировать их инновационное развитие — например, с помощью инструментов корпоративного управления.
Однако, с прискорбием стоит отметить, что выделяя фонды для инвестирования в инновации, государство не может создать толерантную к рискам команду управления фондами поддержки инноваций.
России следует сократить государственный сектор в период посткризисного развития, считает глава Счетной палаты Алексей Кудрин, - «Особого пути» в данной ситуации нет — госкомпании редко становятся экономическими и инновационными драйверами»
Впрочем, крупным российским компаниям так же не стоит строить свое инновационное развитей оглядываясь на госсектор.
Эффективным менеджерам надо понять, что инновации – это всегда риск, и это нормально. И для того, чтобы инновации в России могли стремительно развиваться, надо научится принимать решения.
Впрочем, возможно наши высокоэффективные менеджеры ждут чуда от цифровых технологий, когда собственные терзания станет возможным перепоручить искусственному интеллекту.
В этом есть определенные плюсы - нашим правоохранительным органам не на кого будет заводить уголовные дела. Поможет ли это инновационному развитию страны трудно сказать, но зато высокоэффективные менеджеры будут целы, да и инноваторы тоже.
Не ясно, кто же будет заниматься индустриализацией страны и укреплением технологического суверенитета ...
.
По материалам Счетной палаты РФ, McKinsey & Company 2020
.
|