.
Приоритет должен быть отдан экологически чистому водороду, который будет производиться из возобновляемой электроэнергии; однако другие производственные процессы, например, использование природного газа в качестве сырья или других видов топлива, которые также должны продвигаться на временной основе.
При реализации водородной стратегии Еврокомиссия планирует достичь различных целей:
- Достижение нейтрального уровня выбросов углерода в ЕС путем декарбонизации секторов, недоступных для прямой электрификации;
- Лучшая интеграция энергии ветра и солнца с водородом в качестве носителя энергии;
- Преодоление экономического ущерба, нанесенного изоляцией от Covid-19, в частности, путем предоставления существенных субсидий водородной экономике в рамках Соглашения ЕС по восстановлению;
- Создание новых рабочих мест в водородной экономике;
- Борьба с причинами миграции путем создания цепочек поставок со странами за пределами ЕС в рамках внешней энергетической политики ЕС.
Водородная стратегия является результатом парадигмы из-за сомнений в декарбонизации Европейского Союза исключительно за счет прямой электрификации и возобновляемой электроэнергии. Кроме того, водород должен помочь интегрировать до сих пор плохо декарбонизированные секторы, такие как промышленность, автомобилестроение, авиационную отрасль и строительный сектор (жилищно-коммунальное хозяйство).
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЗЕЛЕНАЯ СДЕЛКА…
Водородная стратегия ЕС является частью Европейского зеленого курса и предусматривает три этапа:
- К 2024 году производство зеленого водорода должно возрасти до одного миллиона тонн в год;
- К 2030 году производство зеленого водорода должно возрасти до десяти миллионов тонн в год;
- С 2030 по 2050 год зеленый водород будет производиться в системно значимых масштабах.
(Для сравнения: в настоящее время в ЕС производится почти 10 миллионов тонн водорода в год из ископаемого топлива).
Водородная стратегия ЕС поддерживается, например, Нидерландами, которые в связи с прекращением добычи природного газа на газовом месторождении Гронинген ищут альтернативные варианты использования существующей газовой инфраструктуры, а также Германией, которая уже представила свои национальные водородная стратегия в июне 2020 г.
К 2024 году производство зеленого водорода должно возрасти до одного миллиона тонн в год
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР
В июле 2020 года Европейская комиссия представила свою стратегию улучшения интегрированных энергетических систем («Обеспечение климатически нейтральной экономики: Стратегия ЕС по интеграции энергетического сектора»). Помимо лучшей интеграции и целостного планирования систем электричества и природного газа, эта стратегия также направлена на лучшую интеграцию производства и потребления энергии и на разработку интегрированной энергетической и промышленной стратегии. Инструменты включают как расширение электрификации, так и использование водорода в качестве средства транспортировки и хранения.
Ожидается, что Европейская комиссия представит конкретные законодательные предложения по водородной экономике и интеграции секторов в декабре 2021 года. В настоящее время ведется обширная подготовительная работа; например, Европейский парламент готовит свою позицию в отношении предстоящей законодательной процедуры ЕС в рамках «отчета по собственной инициативе о европейской водородной стратегии».
В июне 2020 года ряд европейских стран подписали декларацию Пенталлатерального форума (Pentalateral Forum), в которой содержится призыв к Европейской комиссии представить законодательные предложения, которые позволят скорейшим образом создать в Европе экологичную водородную экономику. Декларацию подписали: Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды и Швейцария. Подписавшие также обязались тесно сотрудничать в области развития водородной энергетики.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА ЕС
Достижение целей развертывания, изложенных в водородной стратегии, к 2024 и 2030 годам требует сильной инвестиционной программы, использующей синергию и обеспечивающую согласованность государственной поддержки между различными фондами ЕС и финансированием EIB, используя эффект рычага и избегая чрезмерной поддержки.
С настоящего момента до 2030 года инвестиции в электролизеры могут составить от 24 до 42 миллиардов евро. Кроме того, за тот же период потребуется 220–340 миллиардов евро для увеличения масштабов и прямого подключения 80–120 ГВт мощностей по производству солнечной и ветровой энергии к электролизерам для обеспечения необходимой электроэнергии.
Инвестиции в модернизацию половины существующих заводов с улавливанием и хранением углерода оцениваются примерно в 11 миллиардов евро.
Кроме того, потребуются инвестиции в размере 65 миллиардов евро для транспортировки (включая транспортировку водорода по трубопроводам природного газа), распределения и хранения водорода, а также станций заправки водородом.
Инфраструктура природного газа в Европе (синие и красные линии) и первый план магистральной водородной и инфраструктуры (оранжевые линии) Delft University of Technology, Hydrogen Europe
Наконец, адаптация секторов конечного потребления к потреблению водорода и водородному топливу также потребует значительных инвестиций. Например, требуется около 160–200 миллионов евро, чтобы переоборудовать типичные стальные трубопроводы и устройства в ЕС, заканчивающим срок службы, на водород.
В секторе автомобильного транспорта развертывание дополнительных 400 малых водородных заправочных станций (по сравнению со 100 сегодня) может потребовать инвестиций в размере 0,85–1,0 миллиардов евро.
В период до 2050 года инвестиции в производственные мощности в странах ЕС составят 180-470 миллиардов евро.
.
.
СКАЧАТЬ СТРАТЕГИЮ |
|
|
|
|
|
ВОДОРОДНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ КЛИМАТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ. A HYDROGEN STRATEGY FOR A CLIMATE-NEUTRAL EUROPE
Priority is to be given to green hydrogen, which is to be produced from renewable electricity; however, other production processes, e.g. using natural gas as a raw material or other fuels, should also be promoted on a transitional basis
|
|
..
|