Бизнес-план, технико-экономическое обоснование (ТЭО), инвестиционный проект, проектное финансирование - разработка и сопровождение проектов
Профессиональная разработка бизнес-плана, ТЭО, инвестиционного проекта
Закажи бизнес план, ТЭО, инвестиционный меморандум, финансовый план
| Разработка бизнес-плана | Примеры бизнес-планов | Наши клиенты | Статьи |
Статьи по бизнес-планированию, разработка бизнес-планов, ТЭО

+7 (495) 760-5134

 
 
Поддержка малого и среднего бизнеса. Разработка бизнес-плана, ТЭО, инвестиционных инновационных проектов Фонды поддержки малого и среднего бизнеса
 

В 2010 году планировалось увеличение объемов средств федерального бюджета на оказание государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства до 16 млрд. руб.

 

Наиболее распространенные и формализованные структуры среди институтов регионального развития - фонды поддержки малого и среднего бизнеса .   Данные фонды действуют с разной степенью эффективности во всех регионах России.

В 2010 на поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 11 млрд рублей. Кроме того, планировалось увеличение объемов средств федерального бюджета на оказание в 2010 году государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

  • на поддержку создания новых малых и средних инновационных компаний — в объеме 2 млрд рублей;
  • на реализацию программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах — в объеме 2 млрд рублей;
  • на развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе — в объеме 1 млрд рублей.

В общей сумме это дает 16 млрд рублей, которые должны были распределяться на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов и в соответствии с утвержденной им программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Напомним, что исходные нормативы финансирования через отделения региональных фондов рассчитываются исходя из количества зарегистрированных малых и средних организаций в регионе (на 2010 год по России лимит финансирования составляет 9,89 млрд рублей исходя из расчета 1871 руб. на 1 предприятие без учета региональных различий). Естественно, в реальности эффективность мер поддержки малого предпринимательства в регионах сильно различается, отдаляясь от нормативов.

Среди региональных фондов содействия кредитованию малого бизнеса выделяется фонд Москвы. Он был учрежден правительством столицы в марте 2006 года. Фонд является некоммерческой организацией, основным видом деятельности которой является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, проектному финансированию, банковским гарантиям, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредиторами, а также оказание услуг, относящихся к финансовому посредничеству. Конечной целью функционирования Фонда является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам путем развития в городе Москве системы кредитования МСБ. Финансирование Фонда осуществляется за счет субсидий из бюджета г. Москвы.

В 2009 году Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы было заключено более 1000 договоров поручительства (по кредитным договорам) на общую сумму почти 3,8 млрд. рублей, что позволило привлечь в сферу малого бизнеса кредитных ресурсов в объеме 7,88 млрд. рублей. За весь период деятельности (по состоянию на 1.10.2010г.) Фондом по кредитным обязательствам субъектов МСБ было предоставлено 3 313 поручительств на сумму 12,74 млрд. рублей. Объем привлеченных под поручительства Фонда кредитов составил 25,75 млрд. рублей. Кроме того, Фондом было предоставлено 7 поручительств по договорам о предоставлении банковской гарантии на общую сумму 40,93 млн. рублей. На текущий момент участниками программы Фонда являются 27 банков, среди которых как крупные федеральные игроки (Сбербанк, Банк Москвы, ВТБ 24, Уралсиб, НОМОС-БАНК, Московский Индустриальный Банк, Промсвязьбанк), так и небольшие московские банки (Кредит-Москва, Банк Образование, Банк Держава).

Региональные корпорации развития и агентства по привлечению инвестиций

Самым заметным институтом развития на уровне субъектов федерации в России выступают региональные корпорации развития .   Правда, даже чисто формально они имеются только в семи регионах – Калужской, Ростовской, Пензенской, Волгоградской, Ульяновской, Самарской, Ярославской областях. Из них реально действующая пока только одна -- Корпорация развития Калужской области, выстроенная на базе индустриальных парков (ИП), объединенных в автосброчный кластер. За последние два года объем привлеченных инвестиций в Калужской области составил 2,6 млрд долларов, а общий портфель согласованных инвестиционных проектов превышает 4,5 млрд долларов.

На начальном этапе (2007 год) проекты индустриальных парков субсидировались из бюджетных средств. Но довольно скоро был найден новый механизм. Помимо бюджетного субсидирования он включает привлечение заемных средств под государственные гарантии. Основными партнерами Калужской области в создании инфраструктурных проектов выступают ВЭБ и ЕБРР.

Сегодня на территории трех индустриальных парков Калужской области разместили свое производство 4 иностранных автопроизводителя: Volkswagen AG (ИП « Грабцево»),   PSA Peugeot Citroеn-Mitsubishi Motors Corporation (ИП   «Росва») , Volvo Truck Corporation (ИП « Калуга-Юг»).   Планируется, что 2015 году в регионе будет выпускаться порядка 500 тысяч автомобилей в год, среди которых будет представлено 7 брендов и 25 различных моделей. Совокупные инвестиции автопроизводителей до 2010 г . составили 1,7 млрд долларов. Кроме того, Калужская область активно привлекает производителей автокомпонентов — они уже инвестировали в этот регион $420 млн.

Помимо этого в области формируются   кластер биотехнологий и фармацевтики,   а также   кластер ядерной медицины . Сегодня в регионе работают 39 предприятий фармацевтической отрасли. Объем реализации фармацевтической продукции в 2009 году составил 1491,2 млн рублей. Доля фармацевтического производства в общем объеме промышленной продукции — 0,86%. Производство фармацевтической продукции в 2009 году в сравнении с 2000 годом увеличилось в Калужской области в 46 раз. Большинство крупных инвесторов размещается на территории Обнинского технопарка. Помимо российских компаний («Медбиофарм», «Мир Фарм», «Геленпол», «Биомедицинские нанотехнологии») здесь с 2006 года работает сербская фармацевтическая компания «Хемофарм» (общий объем инвестиций — 32 млн. евро). Кроме того, крупные иностранные фармкампании открывают предприятия на территории технопарка «Грабцево». Berlin-Chemie инвестирует 30 млн. евро в запуск линии упаковки лекарственных препаратов (2013 год) и производство лекарственных препаратов полного цикла (2014 год). Датская компания «Ново Нордиск» вкладывает 100 млн. евро в предприятие по выпуску современных препаратов инсулина. Планируется, что первая линия завода вступит в строй в декабре 2012 года.

Всего на территории области планируется создать 6 индустриальных парков общей площадью около 2300 га , 22 тыс. новых рабочих мест. Планируемый объем прямых инвестиций до 2012 года составит 200 млрд. рублей. По расчетам, на каждый рубль государственных вложений будет привлечено более 15 рублей частных инвестиций. Объем налоговых поступлений со стороны резидентов парков на период 2010 — 2016 гг. по прогнозам составит 34 млрд. рублей. Затраты Калужской области на развитие парков составят 10 млрд. рублей.

Необходимое условие успеха проекта индустриальных парков — наличие единого оператора по обеспечению взаимодействия с инфраструктурными компаниями. Управление индустриальными парками осуществляет ОАО «Корпорация развития Калужской области». Она организует финансирование инфраструктурных проектов с привлечением кредитных средств под гарантии правительства области, а также осуществляет сопровождение инфраструктурных проектов и развитие инженерной и логистической инфраструктуры парков.

В среднем на создание всей необходимой инфраструктуры «под ключ» в каждом из промышленный парк в Калужской области пришлось около 580 млн. руб. На это пошла выделенная ВЭБом кредитная линия общим размером в 2,4 млрд руб. (см. график 1).

График 1. Распределение целевого кредита Внешэкономбанка на обустройство ОЭЗ в Калужской области

Распределение целевого кредита ВЭБ на обустройство ОЭЗ в Калужкой области. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта

 

Источник: ОАО «Корпорация развития Калужской области»

Идея ускорения экономического роста региона через создание отдельных индустриальных парков (как другой вариант промышленно-логистических зон) нашла применение и в других регионах России. Главным здесь было решение трех основных проблем: информирование и привлечение конкретного инвестора, снятие административных и правовых барьеров, ускорение сроков оформления необходимой документации и, наконец, подготовка собственно производственной площадки, со всей необходимой инфраструктурой. Как правило, она включает в себя готовые инженерные сооружения (авто, железнодорожные подъездные пути, канализацию, водо, газо и электроснабжение). В отдельных случаях возможно и возведение силами управляющей компании и производственных помещений, позже передаваемых на различных условиях собственности компании-эксплуатанту.

В наиболее развитых и инвестиционно привлекательных регионах (Московская и Ленинградская область) со значительным спросом на землю и большим потенциалом для инвестирования со стороны местных и иностранных компаний возведение индустриальных парков может быть инициативой не только региональных властей, но и муниципалитетов, а сама застройка вестись частной компанией. Региональные власти в этом случае выступают лишь в качестве координатора проекта и обеспечивают необходимую нормативно-правовую базу.

Калужский автокластер в этом смысле скорее счастливое исключение, чем типичный пример эволюции институтов развития регионального уровня.

Помимо Калуги аналогичные институты с 2008 года были образованы еще в 6 регионах России- Ростовской, Пензенской, Волгоградской, Ульяновской, Самарской, Ярославской областей. Но реально к работе они так и не приступили. Если в Ростовской области в итоге стала применяться другая схема создания промышленных зон, без фактического использования Корпорации, то в остальных регионах полномасштабного создания производственных зон так и произошло.

Это можно объяснить следующими факторами. Во-первых, реализация инвестиционной программы в Калужской области опиралась на значительную финансовую помощь федерального центра (через кредиты ВЭБа). Строительство автосборочных предприятий, давших начальный импульс к созданию типовых промышленных парков, также проходило в тесной связи с Москвой. Кроме того, в прочих регионах, начавших создание институтов аналогичной Корпорации развития Калужской области, отсутствовали с одной стороны необходимые финансовые ресурсы. В результате подготовка ограничивалась презентацией для инвесторов и предоставление участка в чистом поле без уже готовой, как в случае с Калугой, инфраструктурой. Отсутствовала и внятная стратегия специализации заявленных проектов. Заявленные проекты не были обоснованы экономически, позиционирование регионы было проведено относительно слабо.

В большинстве регионов роль институтов развития играют структуры относительно более низкого уровня, так называемые агентства по привлечению инвестиций, входящие в состав органов власти региона, либо выведенные в отдельные юридические лица. В качестве примера подобных институтов можно привести Агентство инвестиционного развития Ростовской области или Агентство экономического развития Краснодарского края.

Стратегия работы данных институтов, несмотря на сходство в названии, может весьма сильно различаться, так если в Ростовской области упор делается на привлечение потенциальных инвесторов в индустриальные парки, то в Краснодарском крае региональной содействие получает любой интересный для края инвестор, вне зависимости от конкретного места строительства предприятия. Компенсация затрат на подготовку инвестиционной площадки для инвестора в данном случае может быть произведена из регионального бюджета.

Свободные и специальные экономические зоны

Еще одним, но особенным, институтом развития на региональном уровне выступают свободные или специальные экономические зоны(сокращенно ОЭЗ или СЭЗ – см. графики 2,3). Эти зоны представляют собой ограниченные территории с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. По своему воздействию они сходны с рассмотренными ранее корпорациями развития или их аналогами. В обоих случаях основное внимание уделяется инфраструктурному развитию региона, а конечной задачей функционирования упомянутых институтов, является создание новых производств или иных видов экономической деятельности в регионе (включая и сферу услуг).

График 2. Региональная структура расходов государственных и местных бюджетов на создание ОЭЗ

Региональная структура расходов на создание ОЭЗ. Разработка бизнес-плана инновационного проекта для ОЭЗ

 

Источник: расчеты «Эксперт РА», данные за 2006-2009 годы

График 3. Соотношение источников бюджетного финансирования ОЭЗ

Источники финансирования ОЭЗ. Разработка бизнес плана, ТЭО инвестиционного проекта

 

Источник: ОАО ОЭЗ

При этом государство в лице федеральных и региональных властей, во-первых, предоставляет резидентам зон определенные налоговые льготы, а во-вторых (как и случае с корпорациями развития) осуществляет инфраструктурную подготовку площадки. Основная разница между Корпорациями и ОЭЗ заключается в том, что ОЭЗ являются строго территориальными образованиями, локализованными в определенных административных границах с особым режимам деятельности, тогда как создаваемыми под эгидой Корпорации промышленные парки в большей степени привязаны к конкретному инвестору и их строительство в большей степени опирается именно на его потребности.

На сегодня в России действуют 16 особых федеральных экономических зон четырех типов: технико-внедренческие (ТВЗ), промышленно-производственные (ППЗ), туристско-рекреационные (ТРЗ) и портово-логистические (ПЛЗ). Четыре технико-внедренческие зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область). В числе их основных специализаций развитие: нано- и биотехнологий, медицинских технологий, электроники и средств связи, IT-технологий, точного и аналитического приборостроения, ядерной физики. Две промышленно-производственные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (производство автомобилей и автокомпонентов, химическое и нефтехимическое производство) и Грязинского района Липецкой области (производство строительных материалов, бытовой техники, торгового оборудования). Упомянутые выше туристко-рекреационные и портово-промышленные зоны к настоящему времени не получили особого развития. В части из них (Хабаровский край) программа федерального финансирования была утверждена только в конце 2009 года, в остальных же случаях строительные работы почти не ведутся.

При оценке эффективности деятельности ОЭЗ и корпораций развития следует учитывать следующее: Корпорации развития создавались и функционируют в рамках стратегии развития региона и для региона, тогда как федеральные ОЭЗ в теории должны были становится площадками для внедрения в отечественный опыт производственных технологий и т.д. То есть при выполнении определенного плана по инвестициям, созданию новых рабочих мест и налоговым поступлениям цели создания Корпорации можно считать выполненными.

В мировой практике ОЭЗ имеют три основные функции: развитие отстающего, либо депрессивного региона, вывод на мировой (внутренний) рынки продукции особой товарной группы и являются проводником нового технологического уклада.

В России действующие две промышленно-производственные зоны («Алабуга» в Татарстане и «Липецк» в Липецкой области) подобной специализацией не обладают. Туристко-рекреационные и портово-логистические зоны находятся только в начальной стадии освоения бюджетных средств и говорить о результатах их деятельности еще рано. Липецкая ОЭЗ специализируется на «потребительских» технологиях (стекло, строительные материалы, производство радиаторов). «Алабуга» имеет несколько более сложный состав производства, но вне зоны в любом случае можно найти их аналоги, будь то в автосборочном производстве или в химической промышленности. То есть для двух наиболее успешных примеров реально действующих ОЭЗ налицо определенное противоречие: инвестиционный план выполняется, но при этом ОЭЗ не внесли какого-то либо прорыва в промышленную политику страны. Эффективной данная модель федеральных промышленно-производственных зон могла бы стать при условии ее тиражирования на значительно большее число регионов, а не на два, как в настоящее время.

Источники: Эксперт РА ОАО "ОЭЗ"

   
Инвестиционный рейтинг регионов России
Инвестиционный рейтинг регионов России
Федеральные институты развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне
Федеральные институты развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне
UNIDO. Как разработать бизнес-план
Как разработать бизнес план по методике TACIS
Разработка бизнес-плана для заявителя нанотехнологического инвестиционнго проекта для ОАО Роснанотех
Структура бизнес-плана инвестиционного проекта в области нанотехнологий
Разработка бизнес-план для резидента Особой экономической зоны (ОЭЗ)
Форма бизнес-плана для претендента в резиденты Особой экономической зоны (ОЭЗ)
Как разработать бизнес план. Основы бизнес-планирования. Разработка бизнес плана, ТЭО
Как разработать бизнес-план. Основы бизнес планирования
Как получить кредит, либо инвестиции. Как разработать бизнес план. Основы бизнес-планирования. Разработка бизнес плана, ТЭО
Как получить кредит, либо инвестиции. Реализация бизнес плана.

В начало страницы

| Разработка бизнес плана | Примеры бизнес-планов | Референс-лист | Статьи | Карта сайта | Наша почта

 

Яндекс.Метрика

 

Позвоните нам - мы поможем подготовить бизнес-план, технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиционного проекта, для получения кредита, инвестиций, субсидии...

Бизнес-план в различных отраслях бизнеса.

 
   
 
495 760-51-34
 
Закажи бизнес-план по e-mail
 
teo@teo.ru
 
Обсудите бизнес план в Skype
  Skype  

   
Главная страница. Разработка бизнес-плана, ТЭО инвестиционного инновационного проекта
 

Стоимость разработки бизнес плана от 500 USD.

Мы подготовим бизнес план инвестиционного проекта, технико-экономическое обоснование кредита, инвестиций, ТЭО для получения субсидии

Срок исполнения от 5 дней

Пример бизнес-плана, ТЭО, инвестиционного инновационного проекта
 
Примеры и готовые бизнес-планы, ТЭО, презентации, методические указания TACIS, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
 

| Ознакомиться с примерами... |

Мы разрабатывали бизнес-планы, ТЭО для проектов различной сложности
 
Мы разрабатываем бизнес-планы, технико-экономические обоснования различной сложности и в различных отраслях
 
Публикации
 
Практическое пособие "Как разработать бизнес-план"
 
 
  Рейтинг@Mail.ru
.
© 1997-2012 «Штоллер Консалтинг»
Карта сайта